Калейдоскоп воспоминаний


Владимир Каменецкий

Владимир Каменецкий,
блиц-интервью в честь 20-летия «СофтБаланса»

С чего «начался» СофтБаланс для Владимира Каменецкого?


Как многие, возможно, уже знают, с 1991 года Татьяна Николаевна Каменецкая и я работали по трудовому договору на заводе «Пирометр». К 1993 году мы разработали более десятка АРМов (автоматизированных рабочих мест) для различных участков бухгалтерского учета.

Нашу работу курировал зам.главного бухгалтера. Так получилось, что летом 93-го он устроился на должность финансового директора в только что открывшуюся организацию «Интеротель Петроград». У этой организации была очень амбициозная по тем временам цель – построить пятизвездочный отель на Петроградке.

Стоит заметить, что на тот момент комплексных систем бухгалтерского учета не было в принципе. Поэтому вполне логично, что новый фин.дир обратился к тем, кого хорошо знал и кому доверял.

Сейчас довольно смешно это вспоминать, но первая задача, поставленная передо мной в этой организации, звучала примерно так: «научить» лазерный принтер печатать русскими буквами :) Стоит заметить, что эта штуковина стоила тогда немалых денег. До сих пор помню: цена печати одной страницы была около 200 рублей. Признаюсь, такой принтер я впервые увидел, придя в офис к клиенту. Но у меня все получилось... За свою работу, кстати, я попросил очень приличную сумму – 10 долларов! Это вызвало уважение со стороны генерального директора.

Далее понеслось: помощь секретарю в организации делопроизводства на базе MS Word 2.0 под Windows 3, консультации по покупке компьютеров в фин. службу, их настройка, подготовка к работе... А когда зашла речь о заключении договора на автоматизацию бухгалтерского учета, мы были поставлены перед выбором: либо нас принимают в штат, либо мы регистрируем юр.лицо и они работают с нами по договору.

Попасть в штат молодой современной компании, обеспеченной деньгами, было тогда очень престижно. Но я выбрал более рискованный путь – пошел и зарегистрировал АОЗТ «СофтБаланс».

Как компания обрела свое нынешнее имя? Может, есть история рождения названия «СофтБаланс»?

Когда мы подавали документы на регистрацию, в графе «Название» значилось: «Каменецкий &Co».
«Co» - это Татьяна Николаевна, Максим Семенов и Татьяна Ивченко.

Но, когда об этом узнал мой дедушка, мнение которого всегда было очень важным для меня, он деликатно, но довольно настойчиво порекомендовал не использовать в названии будущей компании нашу фамилию.

Тем же вечером (а скорее, даже ночью) мы с моей первой женой долго перебирали возможные варианты. А может и недолго... Сейчас уже точно не помню :)

Логика была довольно простая.
- Чем мы планируем заниматься?
- Конечно «софтом»!
- А что этот софт должен делать?
- Формировать «Баланс».

В сочетании «СофтБаланс» мне очень понравилось созвучие со словом «сбалансированность». Для меня и тогда было очень важно чтобы компания была органичной, отличалась взвешенными решениями.

На следующее утро я помчался в юридическую контору, которая готовила документы для регистрации. И попросил поменять название.

Когда ты почувствовал себя Президентом компании, руководителем?

В юридической конторе мне задали очень простой вопрос: как будет называться должность руководителя. Я спросил, какие есть варианты. «Директор» у меня тогда ассоциировался с директором школы, пионерского лагеря... В общем, положительных эмоций это слово не вызывало. Поэтому, когда мне предложили назваться президентом, я согласился, не задумываясь. На тот момент это был символ демократии, перемен, чего-то нового и светлого. Я чувствовал, что это очень важные для меня ценности. И сохраняю эти чувства до сих пор.

В какой момент я почувствовал себя руководителем?.. В тот момент, когда принял решение не устраиваться в штат Интеротеля, а регистрировать свою компанию. Именно тогда я взял на себя ответственность: за организацию работы других, за качество наших продуктов и услуг, за репутацию будущей компании...

Как Президент СофтБаланса заработал свои первые 100 (200, 300) долларов?... И на что их потратил?

Первые деньги совершенно самостоятельно я заработал, еще не будучи президентом. Это было в 1992 году. Я взялся за автоматизацию работы кадровой службы. За 2 месяца работы полностью и «с нуля» разработал базу данных, в которой можно было хранить всю необходимую кадровую информацию, формировать отчеты, печатать приказы. Получил 5 тысяч рублей. Купил кроссовки за 1 тысячу. Остальное... Ну сами понимаете – на что мог тогда потратить деньги студент 3-го курса?

А вот про 100 долларов есть отдельная история.

Это было в феврале 1997 года. Один из наших клиентов, которому мы устанавливали и настраивали компьютеры, пожаловался на проблемы с бухгалтерией. Они купили какую-то программу, мучились -мучились с ней, и специалиста вызывали, а все без толку; сумма НДС в счет-фактурах считалась неправильно. Ситуация сложилась критическая: невозможно было выписывать правильные документы клиентам, бизнес простаивал... В итоге, меня очень попросили приехать и посмотреть (может, что посоветую). Я приехал, посмотрел... Первый раз увидел 1С:Торговля 7.0

Попросил тайм-аут на выходные и забрал документацию. Все выходные изучал ее. В понедельник утром приехал, поправил одну строчку кода – все заработало.

Директор этой фирмы так обрадовался (а это была западная компания), что тут же из своего кошелька достал 100-долларовую купюру и со словами благодарности вручил их мне. Это были первые деньги, заработанные СофтБалансом на 1С. Их я не потратил – купюра хранится у меня до сих пор.

Через две недели мы подписали договор франчайзинга и ... понеслось.

Кто был первым клиентом «СофтБаланса»? Каков был первый опыт, успехи и «шишки»?

Как я уже говорил в начале, первым клиентом был завод «Пирометр». Основным успехом на тот момент были рекомендации нас другим клиентам. Помимо Интеротеля, мы очень успешно поработали с турецкой строительной компанией АТА, которая строила отель, а также автоматизировали деятельность нескольких торговых компаний.

А вот первой компанией, которая обратилась к нам за услугами по 1С, была компания АЛПРО. Я очень рад и горжусь тем, что мы продолжаем поддерживать их информационную систему и по сей день.

«Шишки» того периода времени не слишком отличались от нынешних «шишек»: затягивание сроков разработки, баги, саботаж пользователей – все это неотъемлемые атрибуты нашей работы, несмотря на смену тысячелетий.

Но одна из первых «шишек» научила меня очень тщательно проверять качество работы программы. Я тогда отвечал за разработку платежных поручений. В очередной раз что-то доработал (добавил какой-то «бантик»), а на следующий день уехал в Москву, на выставку. Мобильных телефонов тогда не было, поэтому о том, что творилось в Интеротеле, когда они срочно должны были напечатать платежку на очень круглую сумму, я в тот день и не узнал... Зато на следующий день мне финансовый директор очень популярно объяснил, каковы были бы штрафные санкции, если бы они не смогли провести этот платеж. Время тогда было суровое; стало очень страшно. Но, к счастью, тогда все обошлось. С тех пор, перед уходом от каждого клиента, я обязательно несколько раз проверял, чтобы все, к чему я приложил руку, исправно работало.

Продолжается ли сотрудничество с первыми клиентами?

К сожалению, после финансового кризиса 95-го строительство отеля было остановлено, несмотря на то, что до разрезания красной ленточки оставалось 2 месяца. «Пирометр» как завод, насколько я понимаю, сейчас уже не существует. Хотя довольно долго мы сопровождали наши системы на FoxPro, и в итоге перевели таки их учет на 1С.

Так что с нашими самыми первыми клиентами мы, к сожалению, уже не сотрудничаем.

Что Президент «СофтБаланса» ценил в коллегах в 1993 году? И что ценил (ценит) потом, годы спустя? Как менялась система ценностей?

В 1993 году для меня важнее всего была дружба. Да и сам термин «коллеги» я, наверное, впервые произнес уже только в этом веке. Затем, по мере усложнения работ и роста ответственности перед клиентами, стал высоко ценить профессиональные качества: ответственность, нацеленность на результат, инициативу.

Что я ценю в коллегах сейчас? В первую очередь, самомотивацию на профессиональное развитие. Ну и, безусловно, общечеловеческие ценности: порядочность, открытость, оптимизм...